Общество

Верховная Рада утвердила усовершенствование Уголовного кодекса в вопросах войны

Проголосованный парламентом пакет изменений в УК Украины касается введения в него норм международного уголовного и гуманитарного права по вопросам войны. Об этом передаёт Телеканал D1.

Принятый Радой законопроект № 2689 должен частично решить проблему неспособности правоохранительной и судебной систем полноценно реагировать на преступления, которые происходят в ходе АТО и ООС. Эта проблема существует с самого начала российско-украинской войны на Донбассе. Одной из причиной этого явления была несогласованность национального уголовного законодательства с международным правом. Об этом неоднократно упоминалось в отчете по результатам исследования способности судебной системы обеспечивать правосудие в условиях вооруженного конфликта на востоке Украины в 2016-2017 годах «Правосудие на востоке Украины в условиях вооруженной агрессии Российской Федерации», которое провел ряд украинских ученых в области права и правозащитников. Авторы исследования указывали на то, что название раздела ХХ Особенной части УК Украины «Преступления против мира, безопасности человечества и международного правопорядка» устарело, а его содержание – противоречиво. В вопросе содержания особое внимание заострялось на статье 438 (нарушение законов и обычаев войны). По мнению Украинского Хельсинкского союза по правам человека, она являлась несамостоятельной и недейственной.

Украинская версия имплементации основных преступлений по международному праву содержала многочисленные недостатки. По состоянию на 2018 год, главной проблемой было признано отсутствие определенного, с учетом положений Римского статута (международного договора, который основал и установил функции, юрисдикцию и структуру Международного уголовного суда), состава международных преступлений в Особенной части УК Украины.
Принятый Верховной Радой законопроект № 2689 исправляет этот и другие недостатки украинского Уголовного кодекса.
Он должен ввести принцип универсальной юрисдикции в отношении категории международных преступлений (законодательство будет действовать независимо от места совершения преступления, гражданства, постоянного места жительства подозреваемого/потерпевшего или вреда национальным интересам государства) и институт коллективной ответственности для эффективного преследования за международные преступления.

А также предотвращать юридическую и фактическую безнаказанность за международные преступления, что предусматривает применение реального и адекватного наказания по отношению к людям, которые их совершили.
Ещё документ должен ввести гораздо более строгие правовые последствия по сравнению с общеуголовными преступлениями; утвердить в украинском законодательстве составы преступлений «агрессия», «геноцид» и «преступления против человечности»; существенно модернизировать, в соответствии с уже упомянутым Римским статутом, понятие «военные преступления».
По мнению Украинского Хельсинкского союза по правам человека, эти изменения должны стать осовремененным инструментом уголовного преследования за преступления, совершенные в ходе вооруженного конфликта, вызванного агрессией Российской Федерации. А также – привлечения к ответственности военных преступников.
И сделают невозможной безмерную амнистию для боевиков т. н. «ДНР» и «ЛНР», которую лоббирует Российская Федерация.



Back to top button